Ленинградский Металлический завод
Ленинградский Металлический завод
Ленинградский Металлический завод
150 лет ЛМЗ
150 лет ЛМЗ 150 лет ЛМЗ 150 лет ЛМЗ 150 лет ЛМЗ 150 лет ЛМЗ
ЛМЗ150 лет ЛМЗ  
Директора ЛМЗ
Династии ЛМЗ
Герои Советского Союза
Герои Социалистического Труда
Лауреаты Ленинской премии
Лауреаты Сталинской и Государственной премий СССР
Рабочие ЛМЗ
Щеголев Глеб Степанович

(1915-1983 гг.)

Главный конструктор конструкторского отдела водяных турбин, крупный ученый в области гидроэнергомашиностроения, профессор (1965 г.), доктор технических наук (1972 г.). Звание Героя Социалистического Труда присвоено в 1973 г.

Родился в Петрограде. Окончил вечернее отделение машиностроительного техникума (1934 г.). Работал и без отрыва от производства обучался во ВТУЗе при Ленинградском Металлическом заводе, а после его расформирования (1940 г.) окончил Ленинградский политехнический институт (1941 г.). На Ленинградском Металлическом заводе работал в 1937-1952 гг. и 1957-1978 гг. Прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора гидротурбин (1963-1973 гг.).

Разрабатывал проекты гидротурбин, специалист в области регуляторостроения. При его непосредственном участии создавались все основные регуляторы крупных гидротурбин производства ЛМЗ.

В период Великой Отечественной войны в составе конструкторского отдела был эвакуирован в Верхнюю Салду, Свердловской обл. (1941-1944 гг.).

По возвращении на завод стал ведущим инженером проекта рабочих механизмов гидротурбин Волжских ГЭС. Создал ряд высокоэкономичных конструкций, в том числе бескрестовинную конструкцию рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины, нашедшую широкое распространение в практике мирового гидротурбостроения.

Разработал конструкцию механизированного щита для проходки тоннелей ленинградского метрополитена (1949 г.).

Приказом министра тяжелого машиностроения СССР назначен главным конструктором Сызранского гидротурбинного завода (1952-I956 гг.). Создал на заводе конструкторское бюро, которым был разработан ряд проектов гидротурбин и вспомогательного оборудования, в том числе маслонапорных установок, затвора, гидроподъемников. Выполнил проект гидротурбинной лаборатории, много сделал по налаживанию на заводе гидротурбинного производства.

Приказом министра назначен Главным конструктором гидротурбин Министерства тяжелого машиностроения (1956-1957 гг.). После реформирования Министерства возвратился на Ленинградский Металлический завод, где работал зам. главного конструктора (1957 г.), главным конструктором гидротурбин (1958-1978 гг.).

Под его руководством и непосредственном участии на Металлическом заводе созданы крупнейшие в мире гидравлические турбины, которыми были оснащены свыше 50 ГЭС Советского Союза, в том числе: Братская (модель турбины удостоена "Гран-При" на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г.), Красноярская, Куйбышевская, Волгоградская, Зейская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская и многие зарубежные ГЭС: Асуанская, Джердап- Железные Ворота, Майка, Дженпег. В проектах этих турбин создано много новых решений конструкций узлов и деталей, разработаны новые конструкции крышек турбин, рабочих колес валов, сервомоторов, спиральных камер, уплотнений.

Осуществлял на заводе техническую политику в области развития гидротурбостроения на основе науки. В результате были созданы новые методы расчета основных деталей гидротурбин на прочность, вибрацию, гидравлических расчетов и т.п.

Под его руководством на ЛМЗ создана экспериментальная база: построена крупнейшая в стране гидротурбинная лаборатория. На основе научно-обоснованных расчетов созданы и внедрены в серийное производство принципиально новые типы гидравлических турбин и новые типы первых в стране электрогидравлических регуляторов, маслонапорных установок.

Поставил всю научную работу в конструкторском бюро на основе внедрения передовых достижений отечественной и зарубежной науки. Осуществлял идею сотрудничества с ведущими зарубежными фирмами. Был техническим политиком: под его руководством удалось высоко поднять уровень отечественных разработок, марку ЛМЗ, авторитет заводских специалистов, что позволило стране выйти на рынок американского континента и наладить изготовление гидротурбин для Бразилии и Канады. Неоднократно возглавлял за рубежом советские делегации по научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и по оказанию им технической помощи. С этой целью посетил много стран, в том числе КНР, Францию, Финляндию, Чехословакию, Италию, Англию, Швецию, Венгрию, Югославию, Арабскую Республику Египет, Индию, Канаду США, Бразилию, ГДР, ФРГ.

Обладатель более 32 авторских свидетельств и 7 зарубежных патентов.

Осуществлял большую преподавательскую деятельность: Машиностроительный техникум (1946-1952 гг.) Ленинградский Политехнический институт им. Калинина (1951-1952 гг.), МВТу им. Баумана (Москва, 1956-1957 гг.), ВТУЗ Металлического завода (1963-1973 гг.). Заведующий кафедрой гидромашин ВТУЗа (с 1978 г.).

Вел активную общественную работу. Много лет был членом ученых Советов ЛПИ и ЦКТИ, членом научного Совета по теоретическим и электрофизическим проблемам электроэнергетики АН СССР; членом Международной Ассоциации гидравликов (МАГИ), председателем гидромеханической секции МАГИ, членом постоянной комиссии АН СССР, член президиума ЛО Общества дружбы СССР-Индия. Депутат Ленинградского Совета депутатов трудящихся 14 и 15-го созывов (1973-1977 гг.). Почетный монтажник треста "Спецгидроэнергомонтаж" (1972 г.). Отличник энергетики и электрофикации (1966 г.). Почетный работник Минэнергомаша (1978 г.). Герой Социалистического Труда (1973 г.). Лауреат Сталинской (1950 г.) и Государственной премий (1967 г.).

 
« вернуться   далее »
   
Ленинградский Металлический завод  
 ОАО "Силовые машины"
Создание сайта - Сайт-Мастер